Пышкин Вячеслав Анатольевич
Капитан 1 ранга в/о, к.т.н., профессор. В 1958 г. ок. БВВМУ, в 1968 г. ВМА.Кругосветка капитана Пышкина
Семья, как и страна – одна
Недавно в Кронштадт из кругосветного плавания вернулось океанографическое судно «Адмирал Владимирский». Экспедиция продолжалась пять месяцев, за это время корабль прошёл через 3 океана, 15 морей, 9 проливов. Были выполнены важные научные исследования, сделан ряд географических открытий. Но уникален не только сам поход, совершённый Россией в таком масштабе впервые за 30 лет. Необычны также судьба корабля и его капитана.
Первый вальс
Александр Пышкин – потомственный моряк. А по истории его семьи можно изучать историю всей страны. Это о них, Пышкиных, можно сказать: «Это было со мною и со страною было моей». Дед, Анатолий Пышкин, родился в деревне в Архангельской губернии. Рано стал сиротой, поэтому ещё подростком пошёл на завод, а затем по призыву на флот - рядовым матросом. Способного юношу заметили, направили учиться в Москву. Он только закончил училище, как началась война. Уже в июле 41-го лейтенант Пышкин отправился на передовую и дальше прошёл всю войну. Участвовал в кровопролитных боях за Керченский полуостров, где выжили единицы, воевал на бронекатерах. Их знаменитая, рождённая в 43-м в сражении за Крым 1-я Керченско-Венская Краснознамённая бригада бронекатеров форсировала Днестровский лиман, освобождала Белград, Будапешт, Братиславу и Вену. Когда в июне 1945 г. корабли Дунайской флотилии выстроились в Вене на парад Победы, вся вода вокруг была усыпана цветами. Так местные жители благодарили советских моряков за освобождение. О подвигах той поры Анатолий Яковлевич написал в книге «По велению долга». Затем Пышкин-старший был заместителем командующего Балтфлотом, дослужился до контр-адмирала. И всё это без связей, блата и протекции.
Добиваться всего самому он завещал и сыну, который пошёл по стопам отца. Вячеслав Пышкин отдал морскому делу 42 года. Стал штурманом, служил на различных кораблях, в том числе крейсерах стратегического значения. А затем более 30 лет в знаменитом петербургском училище им. Фрунзе учил курсантов «науке побеждать». Сегодня на его кителе немало наград, ученики - на всех флотах страны. А он превыше всех орденов ценит главную встречу своей жизни. Ещё на первом курсе военного училища на танцах познакомился со студенткой Валентиной, тоже первокурсницей. Тот первый вальс стал судьбой, вместе они уже 57 лет.
- Я его не просто заметила, а сразу влюбилась,- с улыбкой признаётся Валентина Петровна.- Но виду не показывала, наоборот, пять лет проверяли чувства. Всё мне было близко и в Славе, и в его семье. Ведь моя - такая же! Мама работала на комсомольской стройке, так что я, считайте, там родилась. Отец - тоже военный, участник двух войн, с Японией и фашистской Германией. В 45-м его полк в теплушках с Дальнего Востока перебросили на Балтику, чтобы помочь скорее выбить фашистов. Так мы здесь и остались.
Два капитана
Когда Вячеслав с Валентиной поженились – всё делали вместе. На каток, в библиотеку, на диспут – вдвоём. И хотя жили в общежитии, были счастливы. Ну а когда офицерской семье в Таллинне дали комнату, казалось, попали в сказку. Но наслаждаться домашним уютом пришлось не долго. В выходной молодая жена только стала наводить порядок, как пришёл Вячеслав: «Собирайся, Валюша, меня с кораблём переводят в Польшу». Так с не распакованными чемоданами и поехали.
Кто в их семье был капитаном? Вопрос не праздный, если учесть что Валентина Петровна тоже командовать умела. А как иначе расценить то, что хрупкая, стройная женщина руководила в 70-80-е годы в Ленинграде двумя сложными районами. Причём работала так, что один из них, Пушкинский - жители то ли в шутку, то ли всерьёз предлагали назвать «Пышкинский». Однажды с проверкой нагрянуло высокое начальство во главе с Михаилом Горбачёвым. Вместе с ним приехала и супруга. Гости остались довольны увиденным, а Раиса Максимовна всё спрашивала у Валентины Петровны, как ей удаётся совмещать семью и такую сложную работу. И очень удивилась, узнав, что у хозяйки района нет помощников и домработницы.
- А мы как-то трудностей и не чувствовали. Зарплата 100 рублей? Ничего, проживём,- говорит Вячеслав Анатольевич.- Всё делали по совести, честно, открыто, и двум сыновьям передали это отношение к жизни. Старший, Александр, и младший Алексей тоже стали моряками.
- Я пошёл в гидрографы, потому что лучший штурман - это гидрограф, - улыбаясь, повторяет флотскую шутку Александр Пышкин - Глядя на меня, и брат повторил путь офицера. Правда, сегодня он больше в бизнесе, морской науке, ну а я продолжаю династию. С морем связан и мой сын, тоже гидрограф. Его назвали в честь деда - Вячеславом.
Корабль – на иголки?
В свои 55 Александр Пышкин совершил уже больше 50 походов. В море, если сосчитать провёл в общей сложности около 8 лет (!) А в 2002-м он встретил свой корабль. Правда, к тому моменту океанографический крейсер «Адмирал Владимирский» чудом остался «жив». В лихие 90-е его и ещё шесть лайнеров такого же класса… списали на иголки. Но - повезло. Когда принималось это решение, «Владимирский» находился на ремонте, поэтому под нож его решили пустить чуть позже.
- Как увидел этот корабль, сразу решил, что буду его капитаном, - рассказывает Александр.- Сейчас на «Владимирском» я уже 12 лет. Мы с ним одно целое. Я даже специально из Петербурга в Кронштадт переехал, чтобы быть к кораблю поближе.
Более того. Изучив историю лайнера, построенного 40 лет назад, Александр решил разыскать семью адмирала Льва Владимирского. И нашёл! Для потомков это был полный сюрприз. Они и не знали, что у отца есть такой «тезка». Момент, когда три дочери и сын адмирала, командовавшего в 43-м Черноморским флотом поднялись на борт, до сих пор помнят и Пышкин, и экипаж, и дети военачальника. С тех пор они каждый год приходят, встречаются с командой, а Александру с благодарностью написали, что обрели вторую семью.
И приказ о кругосветке Александр Пышкин воспринял как знак судьбы. Случайно или нет, но именно «Адмирал Владимирский» в 1983-м уже обогнул Землю вокруг экватора, причём прошёл по маршруту Беллинсгаузена и Лазарева. Теперь ему предстояло снова пройти этот путь, но уже в современных условиях. Ведь перед экспедицией сразу поставили целый ряд важных задач. Требовалось провести океанографические исследования, измерить глубины, а также оценить, насколько эффективно работает Северный морской путь. Ставилась и такая цель: уточнить характер береговой линии и дна, прежде всего в перспективных для судоходства районах Арктики. А также проинспектировать действующие и законсервированные станции на северной побережье России и определить места для размещения новых.
- Мы обнаружили несколько подводных гор и хребтов, - рассказывает Александр Пышкин. - Дело в том, что из-за схода ледников прибрежная зона постоянно меняется. «Двигаются» и Атлантика, Тихий океан. Например, в документах указано, что глубина 2 тыс. м. Но наш эхолот показывает, что здесь всего около 600 м, а это опасно для лодок. Мы останавливались и подробно исследовали участок. Теперь новые данные нанесут на навигационные карты, и лоцманы будут знать, что в этом районе другой рельеф и глубины.
Остров ЯЯ
Всего же в результате экспедиции было сделано около 20 географических открытий и уточнений. Установлено, например, что залив Кривошеина архипелага Новая Земля на самом деле является проливом. А в море Лаптевых открыт новый остров Яя. Такое название дали ему вертолётчики, спорившие, кто первый с воздуха заметил полоску суши. И хотя остров небольшой, благодаря ему Россия приросла новой территорией и расширила северные границы.
Жизнь в этих редких по красоте краях, правда, суровая. На мысе Челюскина, например, температура доходит до -48°С, а в Дудинке и Хатанге до -56°С. Но люди везде приспосабливаются, работают. На Диксоне, в Тикси, Певеке функционируют метеостанции, где ежедневно ведут наблюдения российские специалисты. Их вклад в науку трудно переоценить.
Весь путь занял 154 дня. Путешественники преодолели 40 тысяч морских миль, 45 суток провели за полярным кругом, а 58 - в тропиках. Впрочем, и на севере, и в южных краях не засиживались. Выполнили задачу, пополнили запасы продовольствия, топлива и скорее к родным берегам. Последний переход, от Гаваны до Кронштадта, буквально «пролетели».Через 10 дней уже были дома, где первыми Александра Пышкина и его команду встречали самые близкие. Дома – лучше всего.
Елена Данилевич
--------------- Телефон -----------
2755333
-------- Порядковый номер -------
Семья, как и страна – одна
Недавно в Кронштадт из кругосветного плавания вернулось океанографическое судно «Адмирал Владимирский». Экспедиция продолжалась пять месяцев, за это время корабль прошёл через 3 океана, 15 морей, 9 проливов. Были выполнены важные научные исследования, сделан ряд географических открытий. Но уникален не только сам поход, совершённый Россией в таком масштабе впервые за 30 лет. Необычны также судьба корабля и его капитана.
Первый вальс
Александр Пышкин – потомственный моряк. А по истории его семьи можно изучать историю всей страны. Это о них, Пышкиных, можно сказать: «Это было со мною и со страною было моей». Дед, Анатолий Пышкин, родился в деревне в Архангельской губернии. Рано стал сиротой, поэтому ещё подростком пошёл на завод, а затем по призыву на флот - рядовым матросом. Способного юношу заметили, направили учиться в Москву. Он только закончил училище, как началась война. Уже в июле 41-го лейтенант Пышкин отправился на передовую и дальше прошёл всю войну. Участвовал в кровопролитных боях за Керченский полуостров, где выжили единицы, воевал на бронекатерах. Их знаменитая, рождённая в 43-м в сражении за Крым 1-я Керченско-Венская Краснознамённая бригада бронекатеров форсировала Днестровский лиман, освобождала Белград, Будапешт, Братиславу и Вену. Когда в июне 1945 г. корабли Дунайской флотилии выстроились в Вене на парад Победы, вся вода вокруг была усыпана цветами. Так местные жители благодарили советских моряков за освобождение. О подвигах той поры Анатолий Яковлевич написал в книге «По велению долга». Затем Пышкин-старший был заместителем командующего Балтфлотом, дослужился до контр-адмирала. И всё это без связей, блата и протекции.
Добиваться всего самому он завещал и сыну, который пошёл по стопам отца. Вячеслав Пышкин отдал морскому делу 42 года. Стал штурманом, служил на различных кораблях, в том числе крейсерах стратегического значения. А затем более 30 лет в знаменитом петербургском училище им. Фрунзе учил курсантов «науке побеждать». Сегодня на его кителе немало наград, ученики - на всех флотах страны. А он превыше всех орденов ценит главную встречу своей жизни. Ещё на первом курсе военного училища на танцах познакомился со студенткой Валентиной, тоже первокурсницей. Тот первый вальс стал судьбой, вместе они уже 57 лет.
- Я его не просто заметила, а сразу влюбилась,- с улыбкой признаётся Валентина Петровна.- Но виду не показывала, наоборот, пять лет проверяли чувства. Всё мне было близко и в Славе, и в его семье. Ведь моя - такая же! Мама работала на комсомольской стройке, так что я, считайте, там родилась. Отец - тоже военный, участник двух войн, с Японией и фашистской Германией. В 45-м его полк в теплушках с Дальнего Востока перебросили на Балтику, чтобы помочь скорее выбить фашистов. Так мы здесь и остались.
Два капитана
Когда Вячеслав с Валентиной поженились – всё делали вместе. На каток, в библиотеку, на диспут – вдвоём. И хотя жили в общежитии, были счастливы. Ну а когда офицерской семье в Таллинне дали комнату, казалось, попали в сказку. Но наслаждаться домашним уютом пришлось не долго. В выходной молодая жена только стала наводить порядок, как пришёл Вячеслав: «Собирайся, Валюша, меня с кораблём переводят в Польшу». Так с не распакованными чемоданами и поехали.
Кто в их семье был капитаном? Вопрос не праздный, если учесть что Валентина Петровна тоже командовать умела. А как иначе расценить то, что хрупкая, стройная женщина руководила в 70-80-е годы в Ленинграде двумя сложными районами. Причём работала так, что один из них, Пушкинский - жители то ли в шутку, то ли всерьёз предлагали назвать «Пышкинский». Однажды с проверкой нагрянуло высокое начальство во главе с Михаилом Горбачёвым. Вместе с ним приехала и супруга. Гости остались довольны увиденным, а Раиса Максимовна всё спрашивала у Валентины Петровны, как ей удаётся совмещать семью и такую сложную работу. И очень удивилась, узнав, что у хозяйки района нет помощников и домработницы.
- А мы как-то трудностей и не чувствовали. Зарплата 100 рублей? Ничего, проживём,- говорит Вячеслав Анатольевич.- Всё делали по совести, честно, открыто, и двум сыновьям передали это отношение к жизни. Старший, Александр, и младший Алексей тоже стали моряками.
- Я пошёл в гидрографы, потому что лучший штурман - это гидрограф, - улыбаясь, повторяет флотскую шутку Александр Пышкин - Глядя на меня, и брат повторил путь офицера. Правда, сегодня он больше в бизнесе, морской науке, ну а я продолжаю династию. С морем связан и мой сын, тоже гидрограф. Его назвали в честь деда - Вячеславом.
Корабль – на иголки?
В свои 55 Александр Пышкин совершил уже больше 50 походов. В море, если сосчитать провёл в общей сложности около 8 лет (!) А в 2002-м он встретил свой корабль. Правда, к тому моменту океанографический крейсер «Адмирал Владимирский» чудом остался «жив». В лихие 90-е его и ещё шесть лайнеров такого же класса… списали на иголки. Но - повезло. Когда принималось это решение, «Владимирский» находился на ремонте, поэтому под нож его решили пустить чуть позже.
- Как увидел этот корабль, сразу решил, что буду его капитаном, - рассказывает Александр.- Сейчас на «Владимирском» я уже 12 лет. Мы с ним одно целое. Я даже специально из Петербурга в Кронштадт переехал, чтобы быть к кораблю поближе.
Более того. Изучив историю лайнера, построенного 40 лет назад, Александр решил разыскать семью адмирала Льва Владимирского. И нашёл! Для потомков это был полный сюрприз. Они и не знали, что у отца есть такой «тезка». Момент, когда три дочери и сын адмирала, командовавшего в 43-м Черноморским флотом поднялись на борт, до сих пор помнят и Пышкин, и экипаж, и дети военачальника. С тех пор они каждый год приходят, встречаются с командой, а Александру с благодарностью написали, что обрели вторую семью.
И приказ о кругосветке Александр Пышкин воспринял как знак судьбы. Случайно или нет, но именно «Адмирал Владимирский» в 1983-м уже обогнул Землю вокруг экватора, причём прошёл по маршруту Беллинсгаузена и Лазарева. Теперь ему предстояло снова пройти этот путь, но уже в современных условиях. Ведь перед экспедицией сразу поставили целый ряд важных задач. Требовалось провести океанографические исследования, измерить глубины, а также оценить, насколько эффективно работает Северный морской путь. Ставилась и такая цель: уточнить характер береговой линии и дна, прежде всего в перспективных для судоходства районах Арктики. А также проинспектировать действующие и законсервированные станции на северной побережье России и определить места для размещения новых.
- Мы обнаружили несколько подводных гор и хребтов, - рассказывает Александр Пышкин. - Дело в том, что из-за схода ледников прибрежная зона постоянно меняется. «Двигаются» и Атлантика, Тихий океан. Например, в документах указано, что глубина 2 тыс. м. Но наш эхолот показывает, что здесь всего около 600 м, а это опасно для лодок. Мы останавливались и подробно исследовали участок. Теперь новые данные нанесут на навигационные карты, и лоцманы будут знать, что в этом районе другой рельеф и глубины.
Остров ЯЯ
Всего же в результате экспедиции было сделано около 20 географических открытий и уточнений. Установлено, например, что залив Кривошеина архипелага Новая Земля на самом деле является проливом. А в море Лаптевых открыт новый остров Яя. Такое название дали ему вертолётчики, спорившие, кто первый с воздуха заметил полоску суши. И хотя остров небольшой, благодаря ему Россия приросла новой территорией и расширила северные границы.
Жизнь в этих редких по красоте краях, правда, суровая. На мысе Челюскина, например, температура доходит до -48°С, а в Дудинке и Хатанге до -56°С. Но люди везде приспосабливаются, работают. На Диксоне, в Тикси, Певеке функционируют метеостанции, где ежедневно ведут наблюдения российские специалисты. Их вклад в науку трудно переоценить.
Весь путь занял 154 дня. Путешественники преодолели 40 тысяч морских миль, 45 суток провели за полярным кругом, а 58 - в тропиках. Впрочем, и на севере, и в южных краях не засиживались. Выполнили задачу, пополнили запасы продовольствия, топлива и скорее к родным берегам. Последний переход, от Гаваны до Кронштадта, буквально «пролетели».Через 10 дней уже были дома, где первыми Александра Пышкина и его команду встречали самые близкие. Дома – лучше всего.
Елена Данилевич
--------------- Телефон -----------
2755333
-------- Порядковый номер -------
253
Назад